Дресс-код глазами юриспруденции

Сегодня на розничном рынке товаров, работ и услуг существует огромное количество предложений для потребителей.Между тем, некоторые заведения считают возможным, предлагая услуги неопределенному кругу лиц, основываясь на собственном убеждении, отказывать некоторым потребителям в их получении.

Так, существуют кафе, клубы и различные увеселительные заведения, куда вас могут не пустить в связи с несоответствием правилам «dress code».

Для того чтобы разобраться, следует в первую очередь обратиться к нормам действующего гражданского законодательства Российской Федерации.В силу ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — «ГК РФ») существует такое понятие, как публичный договор. Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ:

«1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами».

Кроме того, на рассматриваемые правоотношения распространяются положения Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300–1 «О защите прав потребителей». Согласно основным понятиям указанного закона: «потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».В связи с тем, что закон предписывает обязанность для коммерческой организации заключить публичный договор с любым обратившимся, то только закон может предусмотреть случаи, когда возможно отказать потребителю в его заключении.Так, одним из случаев, когда потребителю может быть отказано, является объективное отсутствие возможности это сделать (напр., отсутствие свободных номеров в гостинице, отсутствие определенного товара в магазине по причине того, что он распродан).Норма о публичном договоре относится и к ночным клубам, а также к иным заведениям с так называемым «фейс-контролем». Подобные заведения, в основном, указывают о своем праве не пустить посетителя без объяснения причин.

Стоит обратиться к судебной практике. Так, согласно Определению Московского городского суда от 28.09.2011 г. по делу №33–31186:«Сотрудники охраны ресторана-бара не впустили истцов в ресторан, указывая на то, что ресторан является частным заведением с системой пропуска «фейс-контроль», что дает им право определять лиц, имеющих право посещения данного заведения.Удовлетворяя частично исковые требования, суд пришел к выводам о том, что с «Организацией» в пользу истцов подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере * рублей, по * рублей в пользу каждого истца, поскольку действия ответчика по ограничению доступа истцов в пункт общественного питания ресторан-бар и установлению в организации условий, дающих право администрации самостоятельно определять лиц, имеющих право посещать ресторан «фейс-контроль» нарушают Закон РФ «О защите прав потребителей» и что ответчиком в лице «Организации», в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено в суд доказательств отсутствия у него возможности оказать истцам услуги общественного питания».

Предположим, что вы чист, опрятен и трезв. Вас не пускают в ресторан, бар, развлекательный клуб или иное заведение. Что возможно предпринять в данной ситуации?

Возможным вариантом наказать нарушителя будет обращение в государственный орган по защите прав потребителей, который изберет меру воздействия от предписания устранить нарушение прав до наказания в виде административной ответственности согласно нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  • В первую очередь, при отказе сотрудниками или администрацией заведения в посещении заведения следует зафиксировать факт, время и место отказа, ваш внешний вид. Для фиксации, Вы можете использовать средства фото- и видеофиксации, например, камеру мобильного телефона.
  • Далее, следует позвонить и вызвать полицию, указав на то, что нарушаются Ваши права, попросить прибывших сотрудников полиции зафиксировать факт того, что Вас отказываются пускать в заведение, сведения о лицах, которые отказываются впускать Вас в заведение, зафиксировать свидетелей, которые могут подтвердить данные факты.
  • После этого, Вам следует обратиться в отделение Роспотребнадзора с жалобой, приложив соответствующие материалы, оформленные сотрудниками полиции (рапорты, определения, постановления и т.п.) и иные доказательства (фото- и (или) видеоматериалы на материальном или электронном носителе информации и т.п.).
  • В дальнейшем, после установления органом Роспотребнадзора факта нарушения Ваших прав, как потребителя, Вы вправе обратиться к организации, нарушившей Ваши права, в суд с исковыми требованиями о возмещении морального вреда и, если Вам было отказано в заключении публичного договора, — об обязании заключить публичный договор.
Кроме упомянутых выше положений законов ГК РФ и Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300–1 «О защите прав потребителей» в отношении публичного договора по оказанию услуг общественного питания сегодня действуют Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. №1036 (далее — «Правила»).

В п. 5 данных Правил предусмотрено:

«5. Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие)».

Так, например, ночные клубы, оказывающие услуги общественного питания, вправе устанавливать определенные правила поведения своих посетителей, в частности, например, не допускать на территорию клуба лиц в состоянии алкогольного опьянения, в верхней одежде и в иных подобных случаях, когда нарушаются нормы действующего законодательства Российской Федерации.Важно учесть, что в силу положений ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300–1 «О защите прав потребителей» и п. 12 Правил правила поведения посетителей должны быть надлежащим образом закреплены в соответствующем документе организации, оказывающей услуги на основании публичного договора, и надлежаще доведены до сведения потребителя как неотъемлемая часть информации об оказываемых организацией услугах.



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите

CTRL

+

ENTER