Сегодня на розничном рынке товаров, работ и услуг существует огромное количество предложений для потребителей.Между тем, некоторые заведения считают возможным, предлагая услуги неопределенному кругу лиц, основываясь на собственном убеждении, отказывать некоторым потребителям в их получении.
Так, существуют кафе, клубы и различные увеселительные заведения, куда вас могут не пустить в связи с несоответствием правилам «dress code».
Для того чтобы разобраться, следует в первую очередь обратиться к нормам действующего гражданского законодательства Российской Федерации.В силу ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — «ГК РФ») существует такое понятие, как публичный договор. Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ:
«1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами».
Кроме того, на рассматриваемые правоотношения распространяются положения Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300–1 «О защите прав потребителей». Согласно основным понятиям указанного закона: «потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».В связи с тем, что закон предписывает обязанность для коммерческой организации заключить публичный договор с любым обратившимся, то только закон может предусмотреть случаи, когда возможно отказать потребителю в его заключении.Так, одним из случаев, когда потребителю может быть отказано, является объективное отсутствие возможности это сделать (напр., отсутствие свободных номеров в гостинице, отсутствие определенного товара в магазине по причине того, что он распродан).Норма о публичном договоре относится и к ночным клубам, а также к иным заведениям с так называемым «фейс-контролем». Подобные заведения, в основном, указывают о своем праве не пустить посетителя без объяснения причин.
Стоит обратиться к судебной практике. Так, согласно Определению Московского городского суда от 28.09.2011 г. по делу №33–31186:«Сотрудники охраны ресторана-бара не впустили истцов в ресторан, указывая на то, что ресторан является частным заведением с системой пропуска «фейс-контроль», что дает им право определять лиц, имеющих право посещения данного заведения.Удовлетворяя частично исковые требования, суд пришел к выводам о том, что с «Организацией» в пользу истцов подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере * рублей, по * рублей в пользу каждого истца, поскольку действия ответчика по ограничению доступа истцов в пункт общественного питания ресторан-бар и установлению в организации условий, дающих право администрации самостоятельно определять лиц, имеющих право посещать ресторан «фейс-контроль» нарушают Закон РФ «О защите прав потребителей» и что ответчиком в лице «Организации», в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено в суд доказательств отсутствия у него возможности оказать истцам услуги общественного питания».
Предположим, что вы чист, опрятен и трезв. Вас не пускают в ресторан, бар, развлекательный клуб или иное заведение. Что возможно предпринять в данной ситуации?
Возможным вариантом наказать нарушителя будет обращение в государственный орган по защите прав потребителей, который изберет меру воздействия от предписания устранить нарушение прав до наказания в виде административной ответственности согласно нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме упомянутых выше положений законов ГК РФ и Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300–1 «О защите прав потребителей» в отношении публичного договора по оказанию услуг общественного питания сегодня действуют Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. №1036 (далее — «Правила»).
В п. 5 данных Правил предусмотрено:
«5. Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие)».
Так, например, ночные клубы, оказывающие услуги общественного питания, вправе устанавливать определенные правила поведения своих посетителей, в частности, например, не допускать на территорию клуба лиц в состоянии алкогольного опьянения, в верхней одежде и в иных подобных случаях, когда нарушаются нормы действующего законодательства Российской Федерации.Важно учесть, что в силу положений ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300–1 «О защите прав потребителей» и п. 12 Правил правила поведения посетителей должны быть надлежащим образом закреплены в соответствующем документе организации, оказывающей услуги на основании публичного договора, и надлежаще доведены до сведения потребителя как неотъемлемая часть информации об оказываемых организацией услугах.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
+