«Зарплатный проект» — это «зарплатное рабство»?

Многие слышали термин «зарплатный проект». Однако что же означает указанное понятие и почему, казалось бы, столь хорошая идея превратилась в «зарплатное рабство»? И как законодатель пытается исправить ситуацию? Расскажут наши специалисты!

Сам термин «зарплатный проект» представляет собой такой способ безналичных расчетов с работниками, при котором заработная плата выплачивается работодателем сотрудникам путем перечисления денежных средств на банковские счета одной кредитной организации, открытые для работников по договору на обслуживание, заключенному между работодателем и банком.Так называемый «зарплатный проект» стал крайне выгодным способом расчетов с сотрудниками для работодателя, поскольку с использованием данного механизма -Во-первых, упрощается расчетная часть работы бухгалтерии, иными словами, отпадает необходимость ежемесячного оформления платежных поручений на каждого работника.Во-вторых, имеет место существенная экономия на расходах работодателя, поскольку нужно оплачивать лишь обслуживание банковских карт работников, при этом, плата за такое обслуживание взимается не всеми кредитными организациями.Для банка механизм «зарплатного проекта» представляет большой интерес в связи с возможностью отслеживания и прогнозирования доходов и расходов сотрудников работодателя, применяющего «зарплатный проект», наличием полной и достоверной информации о них, что впоследствии дает возможность предложить таким работникам заключить кредитный договор с банком.Кроме того, при переводе денежных средств с одного банковского счета на другой, как правило, устанавливается комиссия, которая впоследствии становится доходом кредитной организации, предоставляющей «зарплатный проект». Ну и наконец, банк получает доход в виде платы за обслуживание, если такое условие предусмотрено.

Казалось бы, сплошная выгода и преимущества для участников «зарплатного проекта»!

Однако в данном механизме слабой стороной является сотрудник организации, осуществляющей перечисление заработной платы в рамках «зарплатного проекта».

Дело в том, что, во-первых, у такого работника выбор кредитной организации для перечисления заработной платы ограничивается одним единственным банком, который зачастую не является востребованным, следовательно:

  • поиск банкоматов представляет большую сложность;
  • снятие денежных средств с помощью другого терминала-банкомата, а также перевод денежных средств с одной банковской карты на другую облагается комиссией, обязанность по уплате которой лежит на сотруднике;
  • банку-участнику «зарплатного проекта» помимо персональных данных работников, предоставлена возможность отслеживать доходы и расходы клиента — сотрудника работодателя, применяющего «зарплатный проект».

По причине вышеуказанных обстоятельств «зарплатный проект» получил наименование «ЗАРПЛАТНОЕ РАБСТВО».

В свободной энциклопедии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» дается следующее понятие зарплатного рабства:

«Наёмное, или зарплатное, рабство — свойственное капитализму положение, при котором работник теоретически (de jure) работает по собственной воле, а на практике (de factoвынужден торговать собственной рабочей силой, зачастую подчиняясь условиям работодателя ради того, чтобы выжить».

Такое, казалось бы, карикатурное определение крайне точно описывало ситуацию, сложившуюся в России в период «зарплатного проекта».5 ноября 2014 года в ч. 3 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — «ТК РФ») были внесены изменения, имеющие своей целью искоренение «зарплатного рабства» и устранение несправедливых условий оплаты труда.

В соответствии с ч. 3 ст. 136 ТК РФ:

«Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы».

Таким образом, на законодательном уровне для работников появилось закрепление возможности самому выбирать кредитную организацию, в которую должен быть осуществлен перевод заработной платы. При этом предусмотрена необходимость уведомления работодателя в письменной форме об изменении реквизитов для перечисления заработной платы в срок не позднее 5 (пяти рабочих) дней.Как было указано ранее, вышеназванная норма ТК РФ была разработана с целью освободить работников от «зарплатного рабства». На деле же компании зачастую игнорировали данное правило, понуждая работников использовать прежние банковские карты и запрещая изменение реквизитов и кредитной организации. Ведь работодателю крайне невыгодно было бы отступать от «зарплатного проекта», поскольку это повлекло бы массу негативных для работодателя последствий, в частности, увеличение документооборота, возложение дополнительной работы и нагрузок на бухгалтерию и юристов, а также несение дополнительных расходов. В свою очередь, большинство сотрудников в силу своей правовой неграмотности и страха увольнения были вынуждены согласиться с таким кабальным требованием.

В начале 2019 года появились новости о разработке новых мер, направленных на исключение «зарплатного рабства».Речь идет о том, что 11 июля 2019 года Государственная Дума приняла в третьем чтении проекты Федеральных законов, вносящих поправки в ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — «КоАП РФ») и ст. 136 ТК РФ.В настоящее время действующей редакцией ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрено следующее:

«Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей».

Новой редакцией вышеуказанной статьи КоАП РФ с поправками устанавливается административная ответственность за воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата.Проанализировав положения Федерального закона «О внесении изменения в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», принятого Государственной Думой 11 июля 2019 года (Законопроект № 677227–7), сообщаем, что в случае одобрения названного нормативно-правового акта Советом Федерации и подписания Президентом РФ, штраф за воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, будет идентичен размеру наказания, предусмотренному действующей редакцией ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Иными словами, будет установлен следующий размер ответственности за совершение административного правонарушения:

«предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублейна лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублейна юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей».


Как отмечает Председатель Госдумы Вячеслав Володин:

«Принятый сегодня закон призван защитить право наших граждан распоряжаться заработанными денежными средствами».

На сегодняшний день Федеральный закон «О внесении изменения в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» находится на стадии прохождения в Совете Федерации.Одновременно с вышеназванным нормативно-правовым актом в третьем чтении был принят Проект № 677255–7 Федерального закона «О внесении изменения в статью 136 Трудового кодекса Российской Федерации», которым предусматривается увеличение срока уведомления работником работодателя о смене кредитной организации, в которую необходимо перечислять заработную плату. Данный срок планируется увеличить с 5 (пяти) рабочих дней до 15 (пятнадцати) календарных дней.Высказано мнение, что такое увеличение срока позволит исключить риск невыполнения работодателем норм трудового законодательства из-за причин, от него не зависящих (например, из-за необходимости обработки большого количества таких заявлений).


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите

CTRL

+

ENTER