Необычное распределение прибыли

Можно ли принять решение о выплате дивидендов в пользу двух отдельных участников общества без выплаты другим участникам?
Законом допускается распределение прибыли непропорционально долям участников общества. Однако обращает на себя внимание в данной формулировке именно словосочетание «распределение прибыли». При распределении прибыли в такой пропорции, что определенным участникам причитается 0%, в пользу таких участников распределения прибыли не происходит.

Стоит обратить внимание, что участник общества вправе принимать участие в распределении прибыли (абз. 4 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). При установлении в уставе общества указанного порядка второй участник такого права лишается.В силу п. 2 ст. 9 Гражданского Кодекса Российской Федерации отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет за собой прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.Закон об ООО не содержит оснований для прекращения права участника на распределение прибыли. Возможность непропорционального распределения прибыли также напрямую не устанавливает возможность прекращения права участника на распределение прибыли, что происходит при распределении прибыли в размере 0%.Соответственно, в случае внесения в устав положений о распределении прибыли в пользу только отдельных участников возникают риски обращения участников с иском в суд с требованиями:

  • о признании решения общего собрания участников общества о распределении прибыли недействительным на основании ст. 181.4 Гражданского Кодекса Российской Федерации;
  • о взыскании распределенной прибыли пропорционально его доле на основании п. 2, 4 ст. 28 Закона об ООО и процентов по ст. 395 ГК РФ на сумму неперечисленной прибыли.

По нашему мнению, участники ООО не вправе внести в устав положение, которым будет лишены прибыли определенные участники общества.

Судебная практика также не содержит прямого ответа на вопрос о возможности установления порядка распределения всей прибыли только одному участнику с указанием права иных участников на распределение прибыли в размере 0%.

Так, в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 12 октября 2016 г. N Ф06–828/2015 по делу N А49–12998/2014 указано:

«…в материалы дела не представлены доказательства внесения изменений в Устав Общества, устанавливающий иной порядок распределения прибыли и позволяющий распределять прибыль в пользу одного из участников. Правовая конструкция статьи 28 Закона об ООО предусматривает возможность иного порядка распределения прибыли (непропорционального) исключительно в случае предварительного наличия в Уставе такого порядка. При отсутствии данных положений в Уставе подлежит применению общее правило, предусмотренное абзацем 1 пункта 2 статьи 28 Закона об ООО».

Исходя из указанных формулировок у отдельных юристов имеются предположения, что если бы устав содержал соответствующие положения, то решение суда было бы иным.

Вместе с тем, обратим внимание на следующую позицию. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 11 октября 2011 г. N 6568/11 по делу N А41–19597/10 был сделан вывод о том, что право на часть полученной обществом прибыли непосредственно связано со статусом участника как вкладчика своего имущества в уставный капитал общества в целях получения дохода и предопределено его участием в деятельности общества.

Отметим, что в данном судебном споре предметом рассмотрения не являлось непропорциональное распределение прибыли, однако указанные выводы, по нашему мнению, в данном случае применимы.

Вместе с тем для участника получение средств — это право, а значит, реализовать его можно по-разному, в том числе и путем отказа от него, а точнее от благ, которые данное право предоставляет.Возможность отказа участника от причитающейся суммы дивидендов Законом N 14-ФЗ не предусмотрена. Статьей 415 ГК РФ обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора. В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 05.12.2006 № Ф08–6252/2006 разъяснено, что, поскольку обязанность участника получить распределенную прибыль законодательно не установлена, исходя из принципа свободы воли сторон в гражданских отношениях (п. 2 ст. 1 ГК РФ) препятствия для применения к данным отношениям в ст. 415 Гражданского Кодекс Российской Федерации отсутствуют. Таким образом, считаем, что участник может отказаться от причитающейся ему доли дивидендов, в том числе путем составления соответствующего письменного документа.Поэтому, если оставшиеся участники общества желают отказаться от получения части прибыли, это должно быть оформлено документально, например, отражено в заявлении об отказе от получения дивидендов.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите

CTRL

+

ENTER